Дмитрий Королев и Мария Хохлова познакомились в лаборатории физического факультета МГУ, на котором они учились. Мария создала веб-студию, которая выполняла заказы на стыке науки и кастомной разработки софта. Дима попросил у нее разработчиков для проекта, связанного с IT и авиацией. Увлеченный парапланом, он создал приложение по визуализации передвижения парапланеристов по воздуху. Однако приложение не «выстрелило» на рынке.
В 2014 году начали появляться стартапы, связанные с дронами. На волне тренда Дмитрий Королев придумал доставку кофе с их помощью и реализовал свою идею в Парке Горького. Однако аэродоставка кофе оказалась не слишком рентабельна, и владелец кофейни отказался запускать вторую точку.
В том же году к стартапу присоединился третий фаундер — Александр Соловьев, который занимался аутсорс-разработкой анализа дорожного трафика. Втроем они начали искать новое направление развития.
В 2015 году Мария Хохлова и Дмитрий познакомились с Никитой Ушаковым, только окончившим Колумбийский университет; вместе с ним они полетели в Кремниевую долину для получения нового опыта. Во время поездки у них и возникла идея: данные с дронов могут быть полезны для строительной индустрии. По возвращению из долины фаундеры стали искать первых клиентов на русском рынке.
Во сколько строительству обходится плохое планирование?
Около 300 миллиардов рублей в России в год тратится впустую из-за плохого планирования и координации в строительстве. Затруднениями в этой консервативной сфере остаются поиск информации и документации, решение конфликтов (например, нарушение поэтапной работы подрядчиков) и исправление ошибок в ходе строительства. На это приходится свыше 35% затраченных ресурсов заказчиков, следствием чего являются удорожание проекта и затягивание сроков его сдачи.
Для решения проблемы плохого планирования и управления TraceAir разработал веб-платформу, где все участники процесса получают актуальные данные о статусе различных этапов строительства в 3D-формате, собираемые в автоматическом режиме с помощью БПЛА.
Преимущество платформы TraceAir заключается в том, что она одновременно доступна всем подрядчикам и заказчикам: и с планшета на объекте в Норильске, и с компьютера в столичном офисе компании. Благодаря этому эффективность коммуникации между участниками строительного процесса увеличивается в 8 раз. Маржинальность проекта при этом растет на 1–5%.
Первым заказчиком стал застройщик «Мортон», для которого был успешно реализован пилотный проект. После этого кейса команда решила сфокусироваться только на индустрии строительства и разработке софта по управлению проектами.
Сейчас стартап работает на двух континентах — в США и России. Американский сегмент бизнеса фокусируется на жилом строительстве, работая с 13 из 33 крупнейших застройщиков страны (Lennar, D.R. Horton, Pulte Homes и др.). В России стартап нацелен в основном на промышленное строительство («Норникель», «Новатэк», «Транснефть» и др.).
Фактически платформа — это первый шаг к полностью автоматизированной стройке будущего, исключающей человеческий фактор. Подобно компьютерной игре, заказчики и подрядчики контролируют и управляют всеми этапами строительства — от земляных работ до благоустройства — в удобном визуальном формате.
PropTech-инвестиции в стартап
C момента основания TraceAir привлек $8,5 млн инвестиций. После участия в известном стартап-акселераторе 500 Startups в 2016 году TraceAir стал развиваться на американском рынке. При этом центральный офис разработки продукта остается в Москве.
Предпринимательские сообщества в США не формируются как отдельные организации, они группируются вокруг университетов, акселераторов и инкубаторов. Хорошие шансы российским стартапам на американский выход дает участие в топовых американских акселераторах — 500 Startups, Tech Stars, YСombinator.
Что касается России, инвестиционная среда тут иная. По данным исследования STARTUP BAROMETER, до 71% стартапов развивается на собственные средства. К этому добавляется другая бизнес-ментальность, которая строится вокруг минимизирования рисков. Это часто приводит к тому, что предприниматели не продолжают развивать и масштабировать свой малый бизнес.
Как трансформировать консервативную сферу?
У любой инновационной технологии есть оборотная сторона — необходимость изменения базовых принципов работы сферы целиком. В начале пути клиенты были скептически настроены к технологии аэромониторинга, утверждая:
«Мы 70 лет строим и ничего не планируем менять».
Однако трансформироваться придется: 2021 год ознаменован серией цифровых законодательных инициатив по внедрению BIM-технологий в строительство с государственным финансированием. Технологии аэромониторинга, дополненной и виртуальной реальности являются приоритетными в строительстве: в нефтегазовой области, ТЭК и автодорожной отрасли.
Ожидается, что в 2022–2023 году данные технологии будут использоваться не только в экспериментальных целях, но и станут обязательными для использования как на законодательном уровне, так и уровне «инновационного принятия».
Маркетинг в B2B
Стоит отметить следующие каналы привлечения клиентов в B2B-бизнесе: отраслевые мероприятия и питчинги в акселерационных программах, участие в тендерах и сбор аналитики с целью кастомной разработки нового функционала платформы под потребность клиента. Именно так и произошло с разработкой системы мониторинга строительной техники для Балтийского ГХК в Ленинградской области.
Самым эффективным способом продажи услуг по аэромониторингу остаются «сарафанное радио» и запуск пилотных проектов длительностью до 3 месяцев. Это позволяет не только структурировать процесс работы, но и обучить сотрудников разных уровней использовать продукт, увидев результат. Ни для кого не секрет, что часто приобретенные инновационные технологии отправляются пылиться на «дальнюю полку» после неудачного использования или недостаточной аналитики по их эффективности.
Бум на BIM в 2022 году
В 2022 году TraceAir сфокусируется на промышленном строительстве, перестав заниматься рынком недвижимости. Также запланирована разработка нового функционала платформы, который будет тестироваться в деморежиме на объектах текущих и новых клиентов.
Компания видит перспективу в интеграции систем мониторинга строительной техники на объекты. Их функционал направлен на сокращение простоя техники: контроль фактической мобилизации и соблюдения скоростного режима, подготовка отчетов по подрядчикам или типам техники.
За 2021 год стартап вырос в три раза. Общая выручка на двух рынках, в США и России, составила $4 млн. Если отдельно говорить про российский бизнес, то он почти удвоил выручку. Надежды организаторов стартапа связаны с тем, что проект находится на восходящем тренде.
Исследование общего объема мировых инвестиций в технологии БПЛА оценивается аналитиками EY в $4 млрд, а потенциал использования технологий аэромониторинга в России — в $1 млрд. Россия заметна в мире: она занимает 7‑е место по объему инвестиций в проекты, связанные с дронами, обгоняя по этому показателю Великобританию, Гонконг и Канаду. Строительство входит в топ-5 бизнес-сегментов по использованию дронов наряду с энергетикой, сельским хозяйством, торговлей и управлением территорий.
Также наблюдается мировая инвестиционная тенденция: дроны оцениваются не столько как «летающие камеры», сколько как эффективный и доступный инструмент для сканирования пространства и получения быстрых, точных и измеримых результатов. И в заключение — еще одна цифра: в российские PropTech-стартапы (т.е. дигитальные проекты на рынке недвижимости) в прошлом году проинвестировано $75 млн.
Автор: Артур Хасиятуллин, CEO TraceAir в России
https://www.if24.ru/drony-uporyadochivayut-stroitelstvo/