Home » Новости » Продавцы квартир ответят за некачественный ремонт

За квартиру с «дефектами» придётся отвечать: Верховный суд принял прецедентное решение в споре двух граждан, один из которых купил жилье с некачественным ремонтом. Спустя 3 года после завершения сделки покупатель сумел взыскать с продавца плату за плохие окна, все судебные расходы, компенсацию морального вреда и даже штраф за то, что тот не заплатил по первому требованию. Кто и сколько должен платить, если ремонт в квартире оказался некачественным, разбирался экономический обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов.

Продавцы квартир ответят за некачественный ремонт

В Воронежской области женщина попала в неприятную ситуацию: в её квартире, купленной 3 года назад у некоего предпринимателя, обнаружились «дефекты» — первой же зимой пластиковые окна начали пропускать влагу и ветер, из-за чего обои отсырели и покрылись плесенью. Продавец квартиры не захотел устранять проблему за свой счет. Тогда женщина заказала экспертизу, которая и подтвердила, что окна установлены с нарушением ГОСТа. Далее был суд, на котором иск покупательницы удовлетворили почти по всем пунктам. Ей присудили более 130 тысяч рублей, из которых только половина пошла на ремонт окон. Ответчика также обязали оплатить расходы женщины на экспертизу, адвоката, почтовую пересылку, плюс компенсировать моральный вред на 5000 рублей, но самое главное — заплатить штраф почти в 40 тысяч за то, что продавец недвижимости не устранил проблему с окнами сразу. Решение было столь жёстким потому, что продавец оказался индивидуальным предпринимателем, а следовательно, женщина — пострадавший потребитель, разъясняет руководитель арбитражной практики адвокатского бюро города Москвы «Деловой фарватер» Павел Ивченков:

«В данном случае на договор распространяется действие закона «О защите прав потребителей», потому что продавцом являлся индивидуальный предприниматель. То есть закон о защите прав потребителей действует только в том случае, если покупателем выступает физическое лицо, оно приобретает товар, работу или услугу для личных бытовых нужд, а продавцом выступает организация или индивидуальный предприниматель».

Впрочем, это не значит, что обычному продавцу квартиры в похожей ситуации удастся уйти от ответственности. При купле-продаже недвижимости между двумя физлицами действуют не отдельные законы, а общие положения Гражданского кодекса, которые тоже обязывают соблюдать принцип качественной сделки. Если в течение 5 лет покупатель обнаружит какие-то «скрытые» проблемы с недвижимостью и у него будут на руках данные экспертизы о том, что они возникли не из-за износа жилья, то гражданин точно так же сможет требовать компенсацию от продавца на устранение проблемы. Сроки претензий к ремонту — более короткие: у покупателя есть 3 года, чтобы истребовать деньги с продавца за обнаруженные дефекты или обязать его оплатить работы. Затягивать с оплатой бывший собственник не имеет права, ему обычно дается всего несколько дней, чтобы привести свою бывшую квартиру в порядок. В воронежской истории женщина отвела продавцу 10 дней, но дело затянулось на целых 2 года. Неудивительно, что суд однозначно встал на сторону истицы, говорит юрист коллегии адвокатов «Малов и партнеры» Лариса Мальцева:

«Исходя из объема работ устанавливается разумный срок . На большую работу может быть дано больше дней. Если работы не так много, то 10 дней — вполне разумный срок».

В общей сложности спор длился около 3 лет, из которых более года ушло на судебные тяжбы. За это время женщина успела выиграть в районном суде, проиграть апелляцию в областном и, наконец, получить положительное решение от верховных судей. Разбирая данное дело, высшая судебная инстанция попутно разъяснила ряд важных моментов. Например, из решения  следует, что прежний собственник недвижимости не может перекладывать ответственность за плохо сделанный ремонт на фирму, которая его выполняла. То есть он может и не знать о проблеме в продаваемой им квартире, но платить все равно обязан. Единственное исключение из этого правила — когда в акте о приеме-передаче жилья прямо написано, что квартира  продаётся с конкретными проблемами. В этом случае покупатель соглашается на скидку, планируя отремонтировать все за свой счет, и таким образом снимает какие-либо претензии по поводу известных ему дефектов квартиры, продолжает Лариса Мальцева:

«Если недостатки не были оговорены продавцом, покупатель вправе по своему выбору потребовать соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостатков в разумный срок либо возмещения расходов на их устранение».

В принципе всё так же, как при покупке любого товара, заключают юристы, но с одним лишь исключением — нельзя требовать от продавца некачественной квартиры заменить ее на другую или отменить сделку (для этого нужны более веские причины, чем плохой ремонт).

Валерий Емельянов 

http://radiovesti.ru/article/show/article_id/202178

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *