Home » Строительные материалы » Отечественные производители отделочных материалов вытеснили иностранцев

До конца этого года планируется разработать около 100 стандартов, которыми должны руководствоваться производители строительных материалов, изделий и конструкций. При разработке новых стандартов важно в первую очередь ориентироваться на потребности рынка и учитывать интересы бизнес-сообщества, — рассказал «РГ» председатель Технического комитета 144 «Строительные материалы и изделия» (ТК 144) Александр Ручьев.

Отечественные производители отделочных материалов вытеснили иностранцев

— Мы принимаем заявки и проводим конкурс, где выбираем исполнителя, который разрабатывает стандарт. Такой подход позволил для многих сделать весь процесс намного понятнее. При этом обратиться к нам может как коммерческая структура, так и представители государственных органов. К нам поступает огромное количество заявок. И сегодня работа ведется сразу по нескольким направлениям: разработка стандартов качества вентиляционных, теплоизоляционных, фасадных и многих других материалов. До конца следующего года мы планируем разработать уже около 200 стандартов.

Кроме того, как заявил Александр Ручьев, предстоит серьезно заняться поддержкой производителей, в том числе с помощью таких государственных механизмов, как Фонд развития промышленности.

Отделочные стройматериалы стали сегодня одним из тех секторов производства, где импортозамещение стало не просто новомодным лозунгом, но и успешной стратегией развития отрасли. Даже если под импортозамещением подразумевается локализация в России производств зарубежных компаний. Ведь и в этом случае бюджеты всех уровней получают налоговые поступления, а на рынке труда появляются новые рабочие места.

Президент корпорации «ТехноНИКОЛЬ» Сергей Колесников, оценивая ситуацию на рынке отделочных материалов с точки зрения соотношения импортной и российской (в том числе локализованной) продукции, отметил, что здесь импортозамещение состоялось.

«Сегодня доля российской продукции в сегментах кровельных материалов, гидро- и теплоизоляции превышает 90 процентов.

Причем на отечественных предприятиях установлены современные производственные линии, позволяющие выпускать продукцию с высокой эффективностью, что положительно сказывается на ценах, и высокого качества. Ввозить в Россию материалы этого сегмента стало просто невыгодно. Значительная доля импортной продукции пока сохраняется в сегменте строительной химии. Но и этот рынок интересен для инвесторов, в том числе — отечественных», — уверен он.

К 2020 году объем 
производства композитов 
в РФ должен достигнуть 
120 миллиардов рублей

Председатель Совета директоров компании «СУИхолдинг» Азарий Лапидус заявил «РГ», что сегодня практически все крупные производители отделочных материалов либо имеют свои производства в России, либо уже готовы их открыть. Исключением являются либо инновационные или эксклюзивные продукты, либо финишная продукция премиум-класса, например, сорта мрамора или гранита, имеющие привязку к региону происхождения. В остальном можно назвать лишь единичные виды продукции, по которым возникают трудности в плане импортозамещения. При этом, по мнению эксперта, не следует считать, что локализация — менее перспективный способ замены импорта, чем создание за счет бюджета особых преференций для стопроцентно российских предприятий по производству того же гипсокартона или кровли.

«Knauff выпускает у нас гипсокартон, но он закупает отечественные гипсы, продукцию отечественных целлюлозных комбинатов, нанимает наших людей на работу, создает в России налоговую базу, — пояснил Лапидус свою позицию. — Поэтому считаю, что государство не должно вмешиваться в рынок, предоставляя чисто российским предприятиям нерыночные механизмы поддержки. Дефицита отделочных материалов нет, рынок насыщен и, если сейчас государство начнет само напрямую участвовать в разработке и производстве штукатурок, красок, плитки, то потребуются годы и большие бюджетные расходы в ситуации, которая не требует форс-мажорных действий».

100 стандартов для производителей стройматериалов , изделий и конструкций появятся уже в этом году

По словам Сергея Фахретдинова, председателя Совета директоров ГК «Рускомпозит», одним из важных направлений в развитии импортозамещения в производстве отделочных стройматериалов должно стать широкое использование композитов. Он напомнил, что в соответствии с подпрограммой «Развитие композиционных материалов и изделий из них», к 2020 году объем производства композитов в РФ должен достигнуть 120 миллиардов рублей, а их потребление на человека — вырасти с 0,5 до 1,5 килограмма.

«Главная проблема — сырьевая база в области получения изделий из композитов на 90 процентов является импортной, — обозначил проблему Сергей Фахретдинов. — Отсутствие нужных компонентов для российского производства также дополняется высокой зарубежной конкуренцией. Ключевые игроки композитной отрасли — Китай, США, ЕС и страны Юго-Восточной Азии — предлагают «умные» и экологически безопасные строительные материалы.»

Как укрепление рубля влияет на промышленность

«Считается, что повысить конкурентоспособность российских строительных и отделочных материалов из композитов можно несколькими способами, — комментирует ситуацию Динис Гареев, директор по продажам антикоррозионных материалов компании «Делан». — Один из них- локализация западных производств на российском рынке. Второй способ повышения конкурентоспособности — применение инноваций и доступные цены. В идеале, эти два фактора должны присутствовать одновременно».

Мнение

Альберт Попов, директор Ассоциации производи-телей керамических материалов:

— Начиная с 2015 года импорт керамической плитки, а также так называемого керамогранита и санкерамики сократился на 25-45 процентов, фасадных клинкерных изделий — более чем на 50. Соответственно, российские предприятия нарастили объемы выпуска. Сегодня реализуются проекты по модернизации и вводу новых современных мощностей по выпуску такой продукции. Например, сразу два новых предприятия заработали в Калужской области, вводятся объекты на Урале и в Дагестане. Вместе с тем 2016 год принес сокращение объемов производства из-за агрессивной ценовой политики зарубежных компаний. Необходимо актуализировать действующие нормативы, гармонизировать их с европейскими стандартами. Это откроет российским компаниям новые экспортные возможности.

Инфографика «РГ»: Леонид Кулешов / Ольга Бухарова

Ольга Воскресенская, Леонид Григорьев

https://rg.ru/2017/08/10/otechestvennye-proizvoditeli-otdelochnyh-materialov-vytesnili-inostrannye.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *